Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Categories:
В русской истории есть одна очень большая проблема - русский национальный эпос, созданный в среде военной аристократии и исполнявшийся для элиты общества, сохранился в крестьянской среде. От того он был искажен в меру понимания неграмотными крестьянами сложных для них текстов былин, язык былин стал простонародным и примитивным, лишившись той красоты которая присутствует в эпосе других европейских народов, сохранивших аристократический характер своего национального эпоса. Поэтому мы находимся в ситуации, когда наш эпос выглядит для народа (не для исследователей, которые понимают, что это не так) как нечто архаичное, примитивное и простонародное.

Это очень и очень плохо. Поэтому русским необходимо сделать то, что сделали те, народы, у которых национальный эпос или сохранился крайне плохо или также был слишком простонародным. Русским жизенно необходима та работа, которую совершил Лённарт с финскими народными песнями, превратив их в высокохудожественную "Калевалу", та работу которую совершил Камоэнс, создав для португальцев "Лузиады", та что сделал для римлян Вергилий - написав "Энеиды".

Вот для примера сравните начальные сроки из русской былины и из французского шансон де жест:

Он подъехал‑то под славный под Чернигов‑град.
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли‑то ворота во Чернигов‑град,
А и зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит‑то им Илья да таковы слова:
«Ай же мужички да вы черниговски!
Я нейду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев‑град».
Говорили мужички ему черниговски:
«Ты удаленький дородный добрый молодец,
А и ты славныя богатырь святорусскии!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела;
А и по той ли по дорожке прямоезжею
Да и пехотою никто да не прохаживал,
На добром кони никто да не проезживал:
Как у той ли‑то у грязи‑то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сиди Соловей‑разбойник во сыром дубу,
Сиди Соловей‑разбойник Одихмантьев сын;

____________________

Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской.
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни,
Не сдали только Сарагосу мавры.
Марсилий-нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он от господней кары.

Однажды в зной Марсилий Сарагосский
Пошел искать прохлады в сад плодовый
И там прилег на мраморное ложе.
Вкруг - мавры: тысяч двадцать их и больше.
Он герцогам своим и графам молвит:
"Узнайте, господа, о нашем горе:
Карл-император нам грозит разгромом.
Пришел из милой Франции он с войском.
А у меня нет силы для отпора,
И не хватает мне людей для боя.
Совет подайте, мудрые вельможи,
Как избежать мне смерти и позора".
В ответ ему язычники - ни слова.
Не промолчал лишь Бланкандрен Вальфондский.

Блистал меж мавров Бланкандрен умом,
На поле битвы был боец лихой,
Советом рад сеньеру был помочь.
Он говорит: "Оставьте страх пустой.
Отправьте к Карлу-гордецу послов,
Клянитесь другом быть ему по гроб.
Пошлите в дар ему медведей, львов,
Псов, соколов линялых6 десять сот,
Верблюдов, мулов с золотой казной,
Что не свезут и пятьдесят возов.
Наемникам пускай заплатит он.
Довольно нас он разорял войной,
Пора ему вернуться в Ахен вновь.
Скажите, что в Михайлов день святой
Там примете и вы завет Христов
И Карлу честным станете слугой.
Захочет он заложников - пошлем.
Хоть двадцать их отправим в стан его.
Не пожалеем собственных сынов,
Пошлю я первый на смерть своего.
Уж лучше там им положить живот,
Чем нам утратить славу, земли, кров
И побираться с нищенской сумой".


Очень хорошо заметно, что французская шансон де жест абсолютно аристократична, в то время как русская былина, хотя и повествует о тех же самых людях, что и французский эпос - о знатных воинах, показывает это все глазами мужика, мало понимающего в военных и аристократических традициях и даже не только традициях, а эстетике и образе мысли. Наш эпос за столетия пересказа и, скорее всего даже, перевирания - омужичился и его надо очистить от этих наслоений.

Что интересно, "Слово о полку Игореве", сохранившись в письменном виде и не претерпев искажений в крестьянской среде, демонстрирует нам превосходный слог и великолепный стиль, ничуть не похожий на простонародный слог былин.

Поэтому русскому народу нужен достойный его статуса великого народа эпос. Не крестьянские песни, сохранившие лишь память о тех, кто создавал и пел наши эпические стихи в древности, а подлинно-аристократический эпос, возвышающий наш народ, его культуру и историю.
Tags: история, культура
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author