Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Category:

Нация с точки зрения маркетинга

Надо вернуться к теме занимающей меня уже не первый год - "конструирование прошлого" (можно найти по списку публикаций в журнале), то есть выстраивание некоей актуальной национальной мифологии, таким образом, чтобы русский народ получил некий большой культурно-исторический комплекс, который позволил бы русским достойно представлять себя в качестве великой исторической нации. Но теперь я затрону не создание национального исторического мифа, а вернусь к более материальным аспектам.

Почему это важно? Потому что в современном мире на какую либо значимость могут претендовать только те нации, которые обладают тем самым культурно-историческим комплексом, который в свою очередь позволяет им "продавать" (что продавать? да все что угодно). Причем слово "продавать" надо понимать здесь весьма широко, начиная от интереса к стране с точки зрения туризма (понятно, что никто не поедет в никому неизвестную Замухляндию, где из достопримечательностей сохранились только 2 старых сарая 19 века) и заканчивая брендом "____ качество" (вписать - "английское", "немецкое", "японское" и т.д.). Все это может базироваться лишь на том самом культурно-историческом мифе. Вообще, по большому счету, все это в понятиях маркетинга может быть описано как "легенда бренда".

Так вот России и русскому народа нужна своя "легенда бренда" и надо отметить, сейчас ее не существует (то что есть у нас сейчас, это жалкие остатки старого имущества недоразоренного совесткими людьми и накопленного еще в 19 веке). Очень важно, чтобы эта легенда была создана русскими и для русских, потому что иначе ее создадут (да уже в значительной мере создали и уж точно "над этим работают") ее враги. Почему враги? Да потому что выгодно. Соревнование наций и стран подобно соревнованию брендов на рынке и черный пиар и "черные легенды" играют в мировой конкуренции наций не меньшую роль, чем в борьбе товаров за кошелек покупателей. Кстати, над упомянуть, что отнюдь не все народы и государства даже сейчас имеют свою "легенду бренда" (хотя европейские имеют почти все) и не у всех эта легенад написана ими самими, кто то вынужден кривляться на сцене, играя в пьесе написанной заморским дядей. Прлблема русских сейчас именно в том, что русская "легенда бренда" проработана очень плохо, что позволяет вбрасывать периодически всякие похабные вещи в якобы-русском стиле, начиная от "матрьойщка-баляляйка" в лубочном стиле и заканчивая различными "ватниками".

Русская "легенда бренда" начала основательно разрабатываться в 19 в., несколько позже, чем у лидеров в данной области - французов и англичан, но вполне на уровне с немцами и существенно опрежая многие другие народы Европы. На русский бренд работала вся русская культура и наука 19 века, которая в итоге своими достижениями поставили русских в число ведущих мировых наций. Но роль науки и культуры в мире это не совсем бренд. Бренд это именно что совокупность кульурно-исторической значимости, материального бэкграунда, неких визуализируемых объектов, которые воспринимаются как символы и уже совершенно нематериальных понятий, напододобие того, о чем в маректинге говориться как о "стиле Бентли" или "швейцарских часовых традициях". Над этим тоже работали. Здесь наибольшие достижения были получены в музыке (русская классика), в архитектуре (русский ампир, русско-византийский стиль и "старорусский" стиль), русской "высокой кухне" и в том, что можно описать как военный стиль (русско-прусская военная мода). Все эти четыре явления имели совершенно общемировое значение, оказывали влияние на другие народы и вообще что называется "были замечены".

Имелись, впрочем, и неудачи. Русские так и не продвинулись в отношении традиционного костюма (хотя очень серьезная работа в этом направлении велась начиная с Николая I с его разработками в отношении "платья русского стиля" для дам-аристократок и при Александре III и Николае II с их интересом к допетровской истории, тут интересующиеся могут поискать фотоматериалы по известнейшему феральскому балу 1903 г.).

Продолжение следует...
Tags: аналитика, история
Subscribe

  • (no subject)

    В период конца XIX - начала ХХ веков у немецких товаров на мировом рынке была репутация совсем не похожая на ту, которая есть сейчас: очень…

  • Конспирологии пост

    Цены на газ в Англии никого не удивляют?

  • (no subject)

    … Как-то я беседовал с одним куда как высокопоставленным госслужащим, и он мне сказал: - А помнишь административную реформу 2004 года? Когда…

Comments for this post were disabled by the author

  • (no subject)

    В период конца XIX - начала ХХ веков у немецких товаров на мировом рынке была репутация совсем не похожая на ту, которая есть сейчас: очень…

  • Конспирологии пост

    Цены на газ в Англии никого не удивляют?

  • (no subject)

    … Как-то я беседовал с одним куда как высокопоставленным госслужащим, и он мне сказал: - А помнишь административную реформу 2004 года? Когда…