?

Log in

No account? Create an account
Хроники заката цивилизации
Бессмысленная борьба с упадком и деградацией
νεκρόπόλις 
11th-May-2012 11:31 am
malta
В минувшие длинные выходные я посетил одно из городских старых кладбищ. Естественно, с особым интересом изучил сохранившуюся с XIX в. старую часть кладбища (к сожалению она очень невелика) и обнаружил интересные закономерности, о которых и пойдет речь.

Самые древние памятники относятся ко второй четверти XIX в. все они довольно похожи и вероятно  представляют типаж русских надгобий XIX в. При этом они совершенно непохожи на надгробия более позднего времени и одновременно на западно-европейские памятники этого же периода. Судя по всему, в это время могила была лишена горизонтальной плиты, а памятником являлся некий объект, который может быть описан как вертикальный круглый столб из гранита или мрамора высотой от метра до полутора метров (высота и массивность столба определяли богатство похороненного) в середине этого столба находилась массивная четырехугольная пластина, как бы разбивающая его на 2 части. На торцах этой пластины высекались надписи с титулами и годами жизни погребенного, а также молитвами. Существовал такой тип памятников приблизительно до концы XIX в. После этого он сменяется типом более близким европейским памятникам в виде сочетания горизонитальной могильной плиты и стоящего у ней вертикального камня (или его вариаций в виде скульптур на постаменте и т.п.). Распространен такой тип надгробий у дворянства, чиновников и небогатых купцов.

Параллельно существует еще один тип памятников в свою очередь имеющий прямые аналогии в европейских средневековых надгробиях благородных родов, то есть массивные гранитные или мраморные надгробия с рельефными изображениями или без них (подобные надгробия также похожи на римские и этрусские саркофаги античности). Естественно, надгробия изученные мной оказались лишены скульптурных фигур рыцарей и дам в парадном облачении, лежащих на мраморных плитах, но были украшены резьбой по камню и надписями. Такого типа надгробий представлено существенно меньше чем ранее упомянутого типа "колонна". Встречается исключительно у богатейших купцов, изготавливаливался только из массива черного мрамора.

Еще одним характерным отличием надгробий было тщательнейшее упоминание всех статусных аспектов погребенного человека. То есть указывались его титулы, чины, ордена и почетные звания. У женщин указывался чин и титул мужа, у детей чин и титул родителей. Купеческие погребения всегда имели указания на гильдию и полученные купцом звания коммерции и мануфактур советников и потомственных граждан.

При этом декор надгробий совершенно не похож на более привычные нам образцы. Портретные изображения не встречаются абсолютно, даже сохранившаяся скульптура это изображения ангелов. Изображения крестов или отсутствуют вовсе или очень ограничены. В целом декор минималистичен и лишен показной декоративности, которую легко найти на европейских надгробиях XVIII-XIX в.

А теперь от научно-описательной части перейдем к культуре и политике. Собственно написать об этом можно было давно, выводы такие я сделал отнюдь не вчера, нужен был лишь некий этнографо-исторический импульс.

В истории и археологии принято считать, что смена традиций погребения это самое надежное доказательство того, что на определенной территории полностью сменился народ, живущий на ней или с народом произошло что то крайне революционное, например - он сменил религию. Так вот, то что происходит с культурой захоронения при советской власти (да и сейчас) это прямое доказательство того, что большая часть населения России, русским людьми является лишь по названию. Если пребывание в старой части кладбища навевает меланхолическое желание ходить по тропинкам и смотреть на древние могильные камни, то то, что творится в советской части кладбища это какой то ад, из которого хочется убежать и забыть что ты там был.

Мы встретим там ужасные памятники советской эпохи: либо жестяные песочницы и приваренные к ним масонские пирамидки, или бездарные клумбочки с вертикальными камнями из гранитной крошки, либо все те же клумбочки но вместо вертикальной плтиы либо уже упомянутая пирамидка или (уже в последние 20 лет) крест сваренный из железных полос или отлитый из той же гранитной крошки, все это скучено так, будто бы мы живем не в обширной России, а в крошечном европейском государстве площадью с наш уезд. Но при этом на европейских кладбищах такого кошмара нет, а у нас есть. Откуда это? Такое ощущение, что это делалось вполне осознанно и с каким то определенными целями.

"Новорусская" часть кладбища ничуть не лучше советской, в ней нет демонстративной нищеты времен СССР (когда более менее приличные надгробия я наблюдал только у совершенно высокопоставленных погребенных), но не менее демонстративное богатство смотрится гораздо более дико и безвкусно. Какая то крикливая цыганщина, желание показать всему миру богатство и при этом полное отсутствие вкуса либо у заказчиков, либо халтурная работа архитекторов, либо и то и другое, что более вероятно.

И все это на фоне главного кошмара - оградок. Оградки в советско-новорусском кладбище везде. Они похоже демонстрируют последнее желание из-за могильного покрова протянуть костлявую руку смерти и ухватить в "собственность" как можно больше того, чего людям не хватало при жизни - земли. Все эти ограды от проржавевших и покосившихся советских до монументально гранитно-бронзовых новорусских перекраивают территорию на свой лад и показывают всем прохожим, что устроителям погребений полностью наплевать на всё, кроме той могилы, которую они обустраивали. Откуда эта дикость в России, где в старой части кладбища нет никаких варварских оград... Все выглядит так как будто бы Россия в 1917 г. была завоевана каким то нелюдями, которые убили всех кто там жил и сами, поселившись на их земле стали воплощать в жизни и смерти свои дикие обычаи. И я более, чем уверен, что делалось это по какому то грандиозному плану. Чтобы и в смерти советский и постоветский человек понимал что он ничто и память о нем должна как можно быстрее сгинуть. И этот план работает по сей день.
This page was loaded Oct 16th 2019, 9:57 pm GMT.