Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Categories:

История одного европейского замка

В своей записи посвященной исправлению национального бэкграунда, я писал о том, что материальная культура Европы в значительно степени создана в XIX в., когда европейцы всерьез озаботились тем, чтобы у них была "великая культура". В качестве примера я приводил программу "реготизации" в Чехии, когда множество замков были построены из руин заново, причем в качестве образца брались наиболее древние из возможных вариантов. В результате за 30 лет Богемия покрылась множеством "готических" замков "XIII-XIV вв".

Но Чехия лишь пример страны, которая не очень скрывает факт того, что значительная часть древностей это новодел. В Европе Западной об этом предпочитают не говорить, а просто собирают купюры с множества туристов убежденных, что платят денежки за удовольствие созерцать артефакты седой древности. Возьмем к примеру, Италию, прославленную своими памятниками.



Замок Сфорца

Был построен в XIV в, как резиденция миланских герцогов династии Висконти. В 1447 г. был полностью разрушен в ходе народного восстания провозгласившего республику. Три года спустя, клоуны выдающие себя за народных слуг, наворовались так сильно, что миланцы охотно приняли восстановление герцогского правления родственниками Висконти - Сфорца. Собственно Франческо Сфорца приказал отстроить разрушенный замок заново. В 1499 г. в ходе итальянских войн Милан захватывают французские войска и герцог Лодовико Сфорца, покидает город, почуствовав скорое знакомство с темными и сырыми подвалами возможно даже своего собственного замка. Без хозяина замок был никому не нужен поэтому медленно приходя в запустение и разрушаясь, стоял полузаброшенный и использовался под военные склады.  В 1521 г. внезапно от удара молнии взорвался пороховой склад в главной башне - Филарете, башня естественно развалилась, а сам замок сгорел.

Маркиз Гонзага, испанский военачальник (а Милан в это время уже перешел в руки к испанцам) некоторое время спустя организует новую систему миланских городских укреплений в которую "встраиваются" то что осталось от замка после взрыва и пожара. Что стало с остатками замка после того, как по новомодным представлениям того времени был построен звездообразный форт с бастионами - совершенно понятно, от первоначального строения уцелело мало что. Ну а в в завершение процесса "реконструкции" в помещениях замка разместили казарму для испанской пехоты.

Вплоть до XIX в. судьба остатков замка Сфорца никого не волновала. Итальянские "пламенные революционеры" даже подали петицию Бонапарту, предлагая разрушить замок, потому что у них он связывался уже не со средневековой династией Сфорца и красотами архитектурного памятника, а с казармами, казематами и камерами заключения. Но начинается эпоха Рисорджименто, пробуждается итальянский национализм, итальянцы начинают искать в своем прошлом, чем же им стоит гордиться. А тут как раз замок в Милане. Древний, аж жуть. И наверное красивый. Когда-то. Был.

В 1833 г. начинаются мастштабные работы по реставрации в ходе которых замок фактически отстраивается заново, включая и взорванную триста лет назад башню Филарете, которую восстановили только к началу ХХ в. (денег у людей не хватало, революции всякие, гарибальдизм, объединение и пр.). Сейчас туристам показывают отлично выглядящий замок Сфорца, который к тому же за сто лет приобрел некоторую патину древности и рассказывают про то, что стоит он здесь уже почти 700 лет. туристы ахают, впечатляются, как же трудолюбивым итальянцам удалось сохранить такую древность, щедро раскошеливаются и уезжают во Флоренцию. Там тоже есть что посмотреть.
Tags: история
Subscribe

  • (no subject)

    Немецкие археологи нашли в Синцьзяне древнейшие штаны для верховой езды. Им более 3000 лет. Но для нас особый интерес представляет тот факт, что…

  • (no subject)

    Богемик написал текст, который меня уже даже и не удивил, так как представил пример логического развития его взглядов. Хотя нет, - удивил, но совсем…

  • О книге Фергюсона, модной в наше смутное время

    Дочитал Н. Фергюсона "Цивилизация". Книга производит чрезвычайно странное впечатление. Автор как будто ходит вокруг слона, но не может увидеть его…

Comments for this post were disabled by the author