Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Categories:

Мифы Крымской войны

Почему-то некоторые люди полагают, что Русский флот к середине 50-х годов XIX века совершенно не отвечал требованиям времени и вообще был никуда не годен. В результате, его пришлось затопить и только затопленные, корабли принесли хоть какую то пользу России.

Однако, при более пристальном рассмотрении мы увидим что незадолго до англо-французского вторжения в Крым Россия вела морскую войну с Турцией, которая в это время была первоклассной морской державой. И эту войну Россия выиграла, разгромив турецкий флот в ряде морских сражений. Следовательно, дела обстояли не так плохо, как это нам представляют. Посмотрев на мировые флоты других крупных государств, мы увидим, что паровые военные корабли были на вооружении всех ведущих морских держав, однако только Англия и Франция имели на вооружении пароходы-линкоры, 21 и 20 кораблей соответственно. Остальные страны имели на вооружении только пароходо-фрегаты.

Лишь две страны мира имели преимущественно паровой военный флот, но это не может означать «подавляющего» отставания России среди других стран мира. Просто в условиях промышленной революции середины XIX века Россия оказалась перед необходимостью выбирать – тратить средства на более важную для нас сухопутную армию или вкладывать очень немалые суммы в морской паровой флот. Естественно геополитическое положение России диктовало преимущественное внимание к сухопутной армии, тем более что соревнование в количестве и качестве морских паровых военных кораблей начатое Англией и Францией поначалу касалось только их. Агрессивная политика Наполеона III, стремящегося к превращению Франции в морскую сверхдержаву, привела к мощному рывку в развитии парового флота во Франции и в Англии, которая естественно была обеспокоена таким положением вещей, грозившим ей утратой своего многолетнего лидерства на море.

В России понимали необходимость парового военного флота и занимались его развитием. Строились корабли, так в 30-х, 40-х годах было построено восемь пароходо-фрегатов, следующего за линейным кораблем по мощности типа военного корабля. Был построен винтовой пароходо-фрегат, что означало серьезный технологический прорыв на фоне преобладания колесных пароходов. Всего на вооружении в 1853 году состояло 16 пароходо-фрегатов, что вместе с большим парусным флотом (30 линейных кораблей, 26 фрегатов и корветов) было существенной и вполне боеспособной силой, показавшей свое качество в боевых действиях против Турции. Единственное, чему не мог противостоять русский флот, это объединенная сила английского и французского флотов. Но объединение противостоящих держав в это время не мог предсказать ни один политик. Поэтому русское военное руководство закономерно рассчитывало на то, что у России будет время на то, чтобы реализовать судостроительную программу, принятую в 1851 году согласно которой, планировалось начало массового строительства военных паровых кораблей.

И здесь, читатель может придти к выводу, что отставание России было мнимым. Напротив, вместо этого, присутствовал тонкий расчет в стратегии развития и баланса сил, который вполне оправдал бы себя, если бы не оказался разрушен волей случая, что часто бывает в мировой истории.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author