?

Log in

No account? Create an account
Хроники заката цивилизации
Бессмысленная борьба с упадком и деградацией
В продолжение темы про антропологию греков 
23rd-Dec-2008 12:52 pm
malta

Читатель kitowras задал мне ряд вопросов по теме одной из глав моей книги, публикуемой сейчас на сайте "Русский обозреватель". Прежде всего хочется поблагодарить его за очень содержательные и интересные вопросы, ответ на которые, без сомнения, дополнит мою работу и сделает ее более интересной.

Вопросы и ответы.

1. В предисловии автор справедливо предлагает реабилитировать термин «арии» (что де-факто уже происходит), но никак не обосновывает предложенное им расширенное толкование. Почему можно использовать термин «арии» для обозначения «огромной общности древнейшей цивилизации северных европеоидов», автор не поясняет, а жаль.

Толкование термина Арии предложенное мною отнюдь не расширенное. Поясню, что я под этим понимаю. Арии это именно северо-европеоидная группа, которая являлась первоначальным носителем индо-европейского языка. Судя по дошедшим до нас данным, общность южных европеоидов не говорила на индо-европейских языках, а использовала так называемые средиземноморские языки (баскский, иберский, аквитанский, пиктский, этрусский, пиктский, минойский и др.). Т.е. различие ариев от прочих евроеоидов основано на двух признаках: антропологическом - принадлежность к северной ветви белой расы и культурном - изобретение и использование индо-европейского языка.

2. Хотелось бы прояснить для слабоподкованного читателя вопрос о письменности, рассмотренной в статье. В тексте почтенный автор упоминает три типа письменности до Дорийской Греции:
А) Минойская. По-видимому та, что была открыта сэром Артуром Эвансом на Крите и первоначально названа им микенской.
Б) Письменность Пеластов, послужившая, по мнению автора, родоначальником финикийского алфавита.
В) Письменность Дорийцев, под которой, как я понял, имеется ввиду древнегреческий алфавит.
При этом почтенный Михаил не упоминает о собственно ахейской письменности, хотя известно, что в Пилосе, Фивах и других местах микенской эры в Греции были обнаружены большое количество глиняных табличек. В этих табличках использовался минойский алфавит, который был успешно расшифрован в Англии М. Венстрисом и Дж. Чедвиком в 1950 г., известное также как «линейное письмо Б» - представлявшее собой записи на архаичной форме греческого языка – таким образом, получается что Ахейцы заимствовали алфавитную основу у минойцев Крита, после завоевания оного.

Да, минойской письменностью названо т.н. "линейное письмо А", так как "линейное письмо Б" во-первых, носит переходный характер, во-вторых, было чезвычайно мало распространено и в-третьих, появилось после ахейского завоевания, т.е. имеет с цивилизацией Крита менее явную связь. Хотя, полагаю, необходимо в тексте главы упомянуть и об этом письме, что я обязательно сделаю.

3. В вопросе о государственном устройстве ахейцев автор не упоминает о существовании некоей державы Ахиява, упоминания о которой есть в хеттских источниках, государь которой считался «Великим царем» наравне с правителями Хатти, Египта и Вавилона. Ряд исследователей отождествляют Ахияву и микенскую (ахейскую) цивилизацию Греции, и рассматривают поход Агамемнона на Трою как эпизод войны между Ахейцами и Хеттами, который привел к надлому ахейского государства и его последующему крушению. По мнению некоторых исследователей именно крушение микенской державы и вызвало волну беженцев-разбойников, ставших «народами моря». Т.е. в набеги на чужие земли ахейцев подвигли не «стереотип поведения», а банальная нужда.

Я полагаю, что под Ахиявой хетты имели в виду ахейские государства того периода, когда этническая общность и родство племен и правителей не позволяло ахейским государствам разделиться. Они вместе участвовали в военных походах, среди их правителей существовало некое старшинство (о чем нам свидетельствует Гомер). Т.е. в других странах (особенно с поправкой на архаический период) ахейские княжества воспринимались как одно государство.

И я все же полагаю, что завоевательные походы ахейцев были связаны не с нуждой, а с цивлизационным стереотипом, тем самым, который заставлял ариев распространиться по всей ойкумене, завоевать Индию, вторгнуться в Китай и Азию.

4. Антропология Ахейцев.
Странно, что автор не использовал такой источник как микенские надгробные маски, а также описание внешности Агамемнона, сделанное Генрихом Шлиманом, раскопавшим царские могилы в Микенах.
Также странно раскрыт вопрос о внешности описанных Гомером героев. Автор почему-то, предполагает, что Гомер описывал современных ему дорийцев. Однако исследователи творчества Гомера полагают, что поэт являлся лишь наиболее талантливым из долгой череды микенских сказителей, сохранивших для нас песни о подвигах ахейцев под Троей. Исследователи отмечают, что Гомер точно описал укрепления города, которые в его эпоху были уже не просто разрушены, но и скрыты под землей, комплекс бронзового вооружения ахейских героев, хотя его современники были вооружены железным оружием… Почему же почтенный автор статьи полагает, что Гомер отступил от этого принципа и описал не внешность ахейцев, а внешность современных ему дорийцев? По-видимому, это предположение следует считать ошибочным.


Маски использую обязательно.

Что же касается Гомера, то я придерживаюсь гипотезы согласно которой он написал свои поэмы в VIII-VII вв. до н.э. то есть еще будучи современником архаизма поздней бронзы, но уже в рамках дорийского населения Греции, внешность которых он и описал. Хотя, с другой стороны, можно допусть сходство фенотипа ахейцев и дорийцев (хотя это продположение нуждается в доказательствах, так как спартанцы, т.е. наиболее чистые дорийцы внешне отличались от ахейцев именно северо-европеоидным блонидизмом и были тем самым похожи на сверных соседей эллинов - македонцев).

This page was loaded Oct 16th 2019, 9:57 pm GMT.