Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Categories:

В продолжение темы про антропологию греков

Читатель kitowras задал мне ряд вопросов по теме одной из глав моей книги, публикуемой сейчас на сайте "Русский обозреватель". Прежде всего хочется поблагодарить его за очень содержательные и интересные вопросы, ответ на которые, без сомнения, дополнит мою работу и сделает ее более интересной.

Вопросы и ответы.

1. В предисловии автор справедливо предлагает реабилитировать термин «арии» (что де-факто уже происходит), но никак не обосновывает предложенное им расширенное толкование. Почему можно использовать термин «арии» для обозначения «огромной общности древнейшей цивилизации северных европеоидов», автор не поясняет, а жаль.

Толкование термина Арии предложенное мною отнюдь не расширенное. Поясню, что я под этим понимаю. Арии это именно северо-европеоидная группа, которая являлась первоначальным носителем индо-европейского языка. Судя по дошедшим до нас данным, общность южных европеоидов не говорила на индо-европейских языках, а использовала так называемые средиземноморские языки (баскский, иберский, аквитанский, пиктский, этрусский, пиктский, минойский и др.). Т.е. различие ариев от прочих евроеоидов основано на двух признаках: антропологическом - принадлежность к северной ветви белой расы и культурном - изобретение и использование индо-европейского языка.

2. Хотелось бы прояснить для слабоподкованного читателя вопрос о письменности, рассмотренной в статье. В тексте почтенный автор упоминает три типа письменности до Дорийской Греции:
А) Минойская. По-видимому та, что была открыта сэром Артуром Эвансом на Крите и первоначально названа им микенской.
Б) Письменность Пеластов, послужившая, по мнению автора, родоначальником финикийского алфавита.
В) Письменность Дорийцев, под которой, как я понял, имеется ввиду древнегреческий алфавит.
При этом почтенный Михаил не упоминает о собственно ахейской письменности, хотя известно, что в Пилосе, Фивах и других местах микенской эры в Греции были обнаружены большое количество глиняных табличек. В этих табличках использовался минойский алфавит, который был успешно расшифрован в Англии М. Венстрисом и Дж. Чедвиком в 1950 г., известное также как «линейное письмо Б» - представлявшее собой записи на архаичной форме греческого языка – таким образом, получается что Ахейцы заимствовали алфавитную основу у минойцев Крита, после завоевания оного.

Да, минойской письменностью названо т.н. "линейное письмо А", так как "линейное письмо Б" во-первых, носит переходный характер, во-вторых, было чезвычайно мало распространено и в-третьих, появилось после ахейского завоевания, т.е. имеет с цивилизацией Крита менее явную связь. Хотя, полагаю, необходимо в тексте главы упомянуть и об этом письме, что я обязательно сделаю.

3. В вопросе о государственном устройстве ахейцев автор не упоминает о существовании некоей державы Ахиява, упоминания о которой есть в хеттских источниках, государь которой считался «Великим царем» наравне с правителями Хатти, Египта и Вавилона. Ряд исследователей отождествляют Ахияву и микенскую (ахейскую) цивилизацию Греции, и рассматривают поход Агамемнона на Трою как эпизод войны между Ахейцами и Хеттами, который привел к надлому ахейского государства и его последующему крушению. По мнению некоторых исследователей именно крушение микенской державы и вызвало волну беженцев-разбойников, ставших «народами моря». Т.е. в набеги на чужие земли ахейцев подвигли не «стереотип поведения», а банальная нужда.

Я полагаю, что под Ахиявой хетты имели в виду ахейские государства того периода, когда этническая общность и родство племен и правителей не позволяло ахейским государствам разделиться. Они вместе участвовали в военных походах, среди их правителей существовало некое старшинство (о чем нам свидетельствует Гомер). Т.е. в других странах (особенно с поправкой на архаический период) ахейские княжества воспринимались как одно государство.

И я все же полагаю, что завоевательные походы ахейцев были связаны не с нуждой, а с цивлизационным стереотипом, тем самым, который заставлял ариев распространиться по всей ойкумене, завоевать Индию, вторгнуться в Китай и Азию.

4. Антропология Ахейцев.
Странно, что автор не использовал такой источник как микенские надгробные маски, а также описание внешности Агамемнона, сделанное Генрихом Шлиманом, раскопавшим царские могилы в Микенах.
Также странно раскрыт вопрос о внешности описанных Гомером героев. Автор почему-то, предполагает, что Гомер описывал современных ему дорийцев. Однако исследователи творчества Гомера полагают, что поэт являлся лишь наиболее талантливым из долгой череды микенских сказителей, сохранивших для нас песни о подвигах ахейцев под Троей. Исследователи отмечают, что Гомер точно описал укрепления города, которые в его эпоху были уже не просто разрушены, но и скрыты под землей, комплекс бронзового вооружения ахейских героев, хотя его современники были вооружены железным оружием… Почему же почтенный автор статьи полагает, что Гомер отступил от этого принципа и описал не внешность ахейцев, а внешность современных ему дорийцев? По-видимому, это предположение следует считать ошибочным.


Маски использую обязательно.

Что же касается Гомера, то я придерживаюсь гипотезы согласно которой он написал свои поэмы в VIII-VII вв. до н.э. то есть еще будучи современником архаизма поздней бронзы, но уже в рамках дорийского населения Греции, внешность которых он и описал. Хотя, с другой стороны, можно допусть сходство фенотипа ахейцев и дорийцев (хотя это продположение нуждается в доказательствах, так как спартанцы, т.е. наиболее чистые дорийцы внешне отличались от ахейцев именно северо-европеоидным блонидизмом и были тем самым похожи на сверных соседей эллинов - македонцев).

Tags: антропология, история
Subscribe

  • Резня в Бибихаре (по воспоминаниям очевидцев)

    Восстание сипаев в Канпуре началось 5-го июня 1857 года в 1.30. Сигналом послужили три выстрела из пистолета произведённых взбунтовавшимися…

  • (no subject)

    Немецкие археологи нашли в Синцьзяне древнейшие штаны для верховой езды. Им более 3000 лет. Но для нас особый интерес представляет тот факт, что…

  • (no subject)

    Богемик написал текст, который меня уже даже и не удивил, так как представил пример логического развития его взглядов. Хотя нет, - удивил, но совсем…

Comments for this post were disabled by the author