?

Log in

No account? Create an account
Хроники заката цивилизации
Бессмысленная борьба с упадком и деградацией
Продолжим наши изыскания 
7th-Jul-2008 11:53 am
knight

о внешности князя Святослава, начатые несколько дней назад.

Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.

Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.

Теперь разберем аргументы сторонников теории smeldingа.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.
Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).
Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.


Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.
Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.
Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.
Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").

Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.
Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.

Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.


5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.
Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.

Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).


Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).


Полагаю, что тема закрыта. Можно сколько угодно интерпретировать письменные источники, но с данными материальной культуры спорить невозможно.

This page was loaded Oct 16th 2019, 10:29 pm GMT.