?

Log in

No account? Create an account
Хроники заката цивилизации
Бессмысленная борьба с упадком и деградацией
Готы и Русь. Часть 2 
3rd-Jun-2008 12:04 pm
malta

Итак, мы остановились на связи славян и готов через Черняховскую археологическую культуру. В русской археологии господствовала именно эта теория которая выстраивала следующую последовательность культур: черняховской предшествовала зарубинецкая рубежа эр; далее следовала скифская "зольничная" культура V-III вв. до н.э., затем — предскифские чернолесская и белогрудовская, наконец — тшинецко-комаровская эпохи бронзы (XV-XII вв. до н.э.), которая является частью культуры боевых топоров, что для понимания нашего вопроса крайне важно, так как именно культура боевых топров дала нам возникновение антропологического типа "кордед" т.е. раних нордидов. Культура боевых топоров относилась к индо-ариям и являлась основой для последующего формирования протогерманцев, протобалтов и протославян.

Однако проблемы слабой связи готской черняховской культуры и первых славянских культур на территории России (а также в какой то мере Польши) это не сняло. Прежде всего оставалась проблема слишком заметной разницы в материальной культуре славян и готов. Черняховская культура обладала богатейшим ассортиментом разнообразных форм посуды: миски, кувшины, вазы. С другой — славянские культуры с их исключительно лепной грубой керамикой, представленной лишь высокими слабопрофилироваными горшками да иногда сковородками. Мисок, ваз и кувшинов практически нет вовсе. Черняховские могильники наполнены разнообразными артефактами: фибулы, пряжки, подвески, ожерелья, нередки стеклянные кубки. Есть такие же находки и в поселениях, тоже, как правило, больших, долговременных. Черняховцы к тому же строили, наряду с обычными общеевропейскими небольшими полуземлянкам, длинные наземные дома. Всего этого нет в славянских культурах: ни длинных домов, ни оружия и других вещей в погребениях; находки фибул, как и прочих металлических изделий, — большая редкость. Поселения и могильники, за редкими исключениями, невелики, кратковременны. Различна сама структура этих культур, "мисочных" и "фибульных" в первом случае, "горшечных" и "бесфибульных" — во втором.

То есть очевидно, что после того, как готская культура постепенно замещалась славянской наблюдался постепенный же упадок в уровне развития цивилизации. Но каким образом гото-славянская черняховская культура оказалась замещена уже чисто славянскими, причем весьма отличающимися от нее? Вероятно это следствие как бы двойного переселения славян на Юг России, когда вначале первая волна славянских племен (антов) влилась в состав еще сильного готского государства, а вторая волна пришла позже, когда после гуннского завоевания готская цивилизация переживала не лучшие времена.

Откуда же пришла на Юг России вторая волна славян? Могу предположить что она пришла с севера из региона побережья Балтийского моря, где к этому времени давно существовавла развитая цивилизация поморских славян. Известна гипотеза о связи новгородских словен с поморским славянами, такая же связь прослеживается и у кривичей и вятичей. Если это так, а у нас нет существенных оснований отвергнуть эту гипотезу, то получается что славяне оставили в России свой след не только своей восточной ветвью (анты) но и северной (венеды), ведь поморские славяне имеют именно венедское происхождение. Таким образом расселение чисто славянских племен с севера которые постепенно занимали области юга и ассимилировали оставшееся там готско-антское население. В качестве реликтов готской эпохи остались лишь поляне, которые значительно отличались от своих соседей. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: "Поляне бо своих отец обычаи имяху...". Обычно слова Нестора приписывают его киевскому патриотизму. Но при этом забывают тот факт, что во-первых, неизвестно был ли вообще киевлянином, а во-вторых, летописец рассказывал о столь давних временах, что подобная пропаганда не имела никакого смысла. То есть, скорее всего представления о резком отличии материальной культуры полян сохранились в народной памяти, что подтверждается данными археологии, которые я приводил выше.

Таким образом мы приходим к определению того факта, что в момент где то за столетие до появления русского государства существовало два культурно-этнических центра - южный с готским наследием и его носителями - полянами и северный с венедским наследием и его носителем - словенами. Рассмотрение синтеза этих двух начал и возникновение собственно Руси станет темой следующей статьи.

Готы и Русь. Часть 1

This page was loaded Oct 16th 2019, 9:54 pm GMT.