?

Log in

No account? Create an account
Хроники заката цивилизации
Бессмысленная борьба с упадком и деградацией
О русской экономике перед 1917 г. 
12th-Nov-2007 02:59 pm
malta

Большевики очень любят гордиться своим заслугами в индустриализации СССР. При этом, по умолчанию считается, что Россия была исключительно отсталой и самостоятельно достигнуть такого результата без большевистского террора, многомиллионных жертв и неэффективности "народного" управления экономикой, ну никак не могла.

Интересно получается. Большевики имели (собственными стараниями) гораздо худшие стартовые условия, чем Россия. Причем эти условия касались всего без исключения. Было потеряно 8 лет на бессмысленную войну, была тотально разрушена и разворована промышленная база, уничтожены коммуникации, украдены государственные и народные накопления, уничтожены или покинули страну большая часть интеллектуалов - носителей знания и технологий, разрушена система образования и обучения. В общем, нет ни одного показателя, по которым положение большевиков перед началом индустриализации в 1929 г. было бы лучше, чем положение России в 1916. И это не говоря о том, что было потеряно время. Впрочем, большевики в эти годы времени то как раз не теряли - они создали совершенную машину государственного террора, которая подавила все что было живого в русском народе и следовательно и в этом отбросила страну назад, во времена чуть ли татарского нашествия.

Но при этом отставании, большевики считают, что Россия не могла достигнуть успехов. Большевики вот могли, а русское правительство не могло. Парадокс, который не объясняется ничем, кроме патологического вывиха в сознании красных, зазомбированных многими томами пропаганды большевиков. Да, признаю, в обоснование власти своих хозяев большевистские прислужники написали немало книг и сфальсифицировали целые залежи разнообразных "источников". Теперь потрясая красным фальсификатом необольшевики рвутся в бой, не забывая при этом повторять въевшуюся в сознание пропагандистскую мантру "николайкровавыйминистрыворыотсталаястрана". То, что все это ложь, понятно даже без ознакомления с источниками и исследованиями. Достаточно всего лишь уметь сопоставлять факты, анализировать и при этом думать, а не талмудически молиться на писания большевистских фальсификаторов.

Но видимо тем, кто мыслит именно категориями таблиц, чего то не хватает в этой жизни. Поэтому - ладно, будут им таблицы.

Итак разберем основные факты.



1. График отражающий темпы индустриального развития России в сравнении с крупнейшими государствами мира.



Источник: Leonid Borodkin, Paul Gregory, "Russia’s Industrial Growth In the First Stage of Industrialisation (1880s-1913)"
http://www.cepr.org/meets/wkcn/1/1658/papers/Borodkin.pdf

На таблице мы видим, что темпы роста Российской экономики опережали самые развитые государства и неуклонно возрастали. Очевидно, что никакого повода к спаду, русская экономика не демонстрировала. Напротив импульс данные ей в ходе военной индустриализации 1914-1916 гг. стал бы фактором завершающим переход России в число беспорных мировых лидеров по тогами Первой мировой войны. А новые рынки открывшиеся для нашей промышленности не только поддержали бы темпа роста но и спасли бы нас от потенциальной опасности послевоенного промышленного спада. Да и сам спад в России маловероятен, так как у нас в отличие от европейских стран экономика динамично росла и следовательно ее рост обеспечивал бы стабильность развития, так как "кормил бы сам себя" (это кстати свойство любой экономики на подъеме, равно как и экономики военно времени - кризисы в них невозможны, нет проблемы сбыта).

Даже по данным советской (известной своей пристрастностью) статистики национальный доход страны равнялся — 16,4 млрд. рублей (7,4 % от общемирового). По этому показателю Россия занимала четвертое место после США, Германии и Британской Империи. Однако по темпам прироста национального дохода Россия опережала многие страны, а в отдельные периоды, например с 1908 по 1917 гг. они были самыми высокими в мире, свыше 7 %.

2. Таблица отражающая ВВП стран мира в 1913 г. и дан для сравнения 1950 г.



Источник: http://www.theworldeconomy.org/publications/worldeconomy/MaddisontableB-18.pdf

К этой табличке уже успели придраться, что мол методика учета примитивна и рассчитывается исходя из населения. Но на это у меня есть простой и все объясняющий ответ, который большевики игнорируют - ВВП только по населению расчитывается только там, где нет никакой экономики, то есть в Китае, Азии, Африке. Иначе его было бы невозможно расчитать ждля этих стран вообще. А вот там, где экономика есть (в Европе) ВВП расчитывается с учетом фактора численности населения, но не более того. И надо учитывать, что одной только численностью населения обеспечить такой ВВП Россия бы не смогла. То есть ВВП России в 1913 г. подсчитан именно с учетом ее экономического веса в мире. А это вес дает нам 2\3 место, которое мы делим с Германией, что бы ни считали большевики.

Интересно в этой таблице вот что. Почему США без революции и прочего душегубства нарастили свой ВВП в 3 раза за 37 лет. А руководимый "большевистскими гениями экономики" СССР, с его "блистательно проведенной" индустриализацией, еле превысил двухкратный рост по сравнению с "отсталой Россией 1913 г."? Что то не сходиться у красных в доказательствах, не так ли. А если мы вспомним про темпы прироста в России, про демографическую картину и про потерянные годы, то положение адептов большевизма станет совсем неутешительным.

3. Основные экономические показатели.

Сталь. В 1913 году царская Россия занимала 4-5-е место в мире по выплавке черного металла, при этом темпы роста производства стали у нее были вторыми (уступали только мировому лидеру - США).

Страна Выплавка стали (млн. тонн) Темпы прироста:

Россия - 4,9 (16,5%)
Франция - 4,7 (10%)
США - 25 (25%)
Германия - 16 (14%)
Великобритания - 8,7 (4,5%)
Австро-Венгрия - 2,5 (5%)

Уголь. Картина как мы видим близка к производству стали, что позволяет делать вывод о едином промышленном тренде.

Страна Добыча угля (млн. тонн) Темпы прироста*

Россия - 35,4 (14%)
Франция - 43,8 (4%)
США - 517 (15%)
Германия - 270 (12%)
Англия - 290 (1,5%)
Австро-Венгрия - 15,5 (7%)

К 1913-1914 годам Россия вышла на полное самообеспечение по углю.

Источники: “Мировое хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг.” М., 1928, стр. 6 — 9, табл. 2, 3.;
Паламарчук В. История народного хозяйства Германии в 1871-1914 г. Львов,1960.

4. Промышленное производство.
Про него уже писали _devol_ и kitowras, поэтому просто процитирую их с незначительными сокращениями:

Железнодорожный транспорт
"В 1904 году в России было выпущено около 1200 паровозов и свыше 21 тыс. вагонов. В 1906 году – около 1300 паровозов. После русско-японской войны количество заказов на паровозы снизилось, и в 1913 году выпустили лишь около 650 машин (в 1914 году - свыше 800) и около 14 000 вагонов. Примечательно, что к этому времени «отсталые» русские разработали паровозы собственной конструкции и успешно поставляли их на внешние рынки (в том числе в Германию и Англию). Интересно заметить, что в СССР паровозы собственной конструкции появились и вошли в серию лишь во второй половине 30-х годов: речь идет о ФД, ИС и Л. Ярким свидетельством технической отсталости царской России является тот факт, что паровозы дореволюционной конструкции (серия СУ – слегка обновленные С) бегали на линии Москва-Ленинград аж…до 1958 года!

Для развлечения можно посмотреть список производителей локомотивов в России и не сложно увидеть, что абсолютное большинство из них были построены при царском режиме: http://scado.narod.ru/rail2/wp_our.htm

Темпы строительства железных дорог в царской России были одними из самых высоких в мире – ежегодно в строй вводилось 1,3-1,6 тыс. километров путей. При этом не трудно заметить, что строительство железных дорог ударными темпами шло и в Первую мировую войну. Всего, на начало 1917 года протяженность железнодорожной сети в Империи составляла 81,7 тыс. километров. Это без 4 тыс. километров путей в Финляндии и Польше, а также 2,5 тыс. километров КВЖД, тоже построенной «отсталыми русскими». Для интереса это можно сравнить с СССР образца 1940 года – тогда в стране насчитывалось только около 103-105 тыс. километров путей.

Если темпы строительства дорог советские агитаторы опровергнуть не могут, то основной упор в своей критике они переносят на непозволительную, по их мнению, низкую плотность железных дорог в России. В принципе, удивительного тут мало, поскольку территория страны была гигантской и простое сравнение тут не совсем уместно. Например, плотность железных дорог в США была ниже чем в Германии. Означало ли это, что США более отсталое государство? Разумеется, нет. Сетка дорог строится исходя из возможностей и целесообразности, а не ради цифры в окошке таблицы.

Более продуктивно будет посмотреть на обеспеченность населения страны железной дорогой. Так, в 1890 году на 10 тыс. жителей в Англии приходилось 8,5 километров дорог, в Германии – 8,7, во Франции – 9,6, тогда как в России – 3,24. Мало? Стледует однако сказать, что уже к 1917 году эта цифра выросла почти в полтора раза – до 5,2. А с учетом сохранения темпов строительства дорог, Империя вполне могла к концу 20-х годов выйти на уровень Франции, Англии и Германии, даже обогнав их."

Источники: Ильинский Д.П., Иваницкий В.П. Очерк истории русской паровозостроительной и вагоностроительной промышленности. М., 1929; Л.Г.Бескровный, Армия и Флот России в начале ХХ века.

Тракторостроение
"В почти каждой публикации по этой теме совки не ленятся указать, что де царская Россия не имела своего тракторостроения, и что, мол, в 1913 году в России работало на полях лишь чуть более полутора сотен тракторов, тогда как в зарубежных странах их счет шел «на тысячи» (А. Брусилов. Изобильная царская Россия). Для неискушенного человека картина вырисовывается простая: пока английские и немецкие фермеры рассекают поля на мощных машинах, глупый русский Ванька пашет сохой.

На самом деле, это тоже ложь коммунистов. Примечательно, что они почему-то не приводят конкретные цифры, сколько же тракторов работало в 1913 году во Франции, Германии, Италии, Англии или США. Не приводят по той причине, что тракторостроение как отрасль в тогдашней мировой экономике и в индустрии самых развитых стран мира…еще попросту отсутствовало!

Да, да. Тракторы на паровой тяге, как известно, строились в Англии и Франции еще с середины XIX века, а в США – с 80-х годов того же столетия, однако их применение было крайне ограничено. Ежегодно в мире до 1912 года выпускалось лишь несколько тысяч таких машин. Причем что интересно – в основном в США, тогда как в европейских странах их производство не выходило за рамки партий в сотни или даже десятки единиц.

Ситуация немного изменилась, когда в 1907 году английская фирма "Хорнсби" выпустила первый в мире гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания, а в США фирмой Holt были выпущены первые гусеничные тракторы. Однако вплоть до Первой мировой войны крупносерийное производство этих машин в большинстве индустриально развитых стран мира отсутствовало, да и в самих США оно было незначительным. К концу 1913 года в США насчитывалось только около 6,5 тыс. тракторов с двигателем внутреннего сгорания. К примеру, в Германии гусеничные тракторы стали выпускаться компанией Wanderer-Dorner незадолго до Первой мировой войны.
Напомню, что крупносерийное производство тракторов в тех же США было начато лишь…в 1917 году на предприятиях Форда...Именно тогда в мире и родилась тракторная отрасль.

Таким образом, упреки совков в отсутствии тракторной индустрии царской России мы можем смело записать и на адрес ряда других стран, которые по их логике «отсталыми» не были – Англии, Франции, Германии и даже США.

Некорректно говорить, что в России отсутствовало какое-либо производство тракторов. В 1912 году в России было начато экспериментальное производство своих собственных тракторов улучшенной конструкции Мамина с двигателем внутреннего сгорания («Русский трактор», 25 и 45 л.с.). Всего до первой мировой войны на Балаковском заводе нефтяных двигателей и тракторов было выпущено 4 таких машины (есть информация, однако, что их было сделано аж до 100, но найти ясного подтверждения этому я пока не смог). Из-за войны предприятие переключилось на работу по военному заказу. Есть сведения, что еще до войны производство тракторов развертывалось в Ростове-на-Дону, Кичкассе, Барвенкове, Харькове, Коломне и Брянске.

Во время войны, тем не менее, численность тракторов в экономике России резко выросла и достигла 1,8 тыс. штук. Как правило, это было достигнуто за счет закупки тракторов в США. Но не стоит думать, что это было показателем какой-то жуткой отсталости. Если посмотреть на другие государства-участники ПМВ, то мы увидим, что они также закупали трактора в Америке. В Великобритании с лета 1917 года собственное тракторостроение...исчезло (заводы были разбомблены немцами) и страна перешла на чистый импорт, Франция тоже закупала эти машины за океаном, а Германия вообще почти прекратила их производство. В 1917 году производство тракторов должно было начаться на Обуховском заводе, однако из-за кризиса в стране и начала Гражданской войны оно было отложено."

Промышленное производство в годы ПМВ
"В конце 1915 года Правительство начинает принимать меры к увеличению промышленного потенциала России и ликвидации отставания в ряде ключевых областей - автомобильной и авиационной. Так заключаются контракты на постройку 6 автомобильных заводов:
Руссо-балт в Филях (ныне НПО им ХРуничева)
АМО в Москве (ЗиЛ)
Русский рено в Рыбинске (Рыбинские мооторы)
Ярославский автомобильный (ЯГАЗ, ныне Ярославский моторный)
Аксай (ныне Россельмаш)
Мытищенский завод военных самоходов (Мытищинский машиностроительный)

Первую свою продукцию эти заводы дали уже в 1917 году. Причем АМО развернул (по обходной технологии) массовое производство грузовиков и к 1917 году выпустил около 1300 автомобилей.
Завод Рено в Рыбинске одновременно готовил к вводу производство авиационных моторов (уничтоженное в 1918 году) и допускал возможность производства танков.

Вторым этапом должно было стать расширениие до промышленного уровня авиационных заводов (Лебедь и Руссо-балт - в Питербурге, Анатра в Одессе, Дукс - в Москве) до объемов выпуска 10000 аэропланов в год."

Прочие экономические показатели
Уже к 1917 г. во многих областях промышленности Россия достигла самообеспечения и независимости от импорта. Брянский, Сормовский и Коломенский заводы выпускали собственные паровозы и вагоны. Военные заводы (Путиловский, Обуховский и др.) выпускали полностью отечественные артиллерийские орудия и почти вся русская артиллерия была уже вооружена орудиями собственного производства, так же, как пехота русскими винтовками (Ижевских, Воткинских, Тульских и др. оружейных заводов). Коммерческое судостроение выпускало свои пассажирские и грузовые пароходы, прекрасными образцами которых являлись пароходы Добровольного флота, названного так потому, что эти суда строились на добровольные пожертвования непрерывно богатевшей страны. В январе 1914 года наш торговый флот насчитывал 3.770 судов (всего 783.000 тонн). Русский волжский торговый флот имел накануне революции уже 11 млн. тонн, тогда как в Германии весь речной флот в те же годы насчитывал 6 млн. тонн, а на великой американской реке Миссисипи лишь 2 млн. тонн.

Отметим также быстрый прогресс одной из новейших тогда отраслей промышленности - авиационной. Такой специалист в этой области, как И. И. Сикорский, писал в своей книге "A noble world or none", что авиационная промышленность России в 1914 году не уступала американской.

Легкая промышленность производила ткани, нисколько не уступавшие по качеству самым лучшим заграничным, что доказывается их активным экспортом (чего никогда не мог достигнуть СССР, у которого легкая промышленность отставала от Запада всегда). Производство русского льна составляло накануне Первой Мировой войны 80% всей мировой продукции. Добыча золота достигла в 1914 году 64,9 тонн, что составляло 10% его мировой добычи. Добыча каменного угля за последние 25 лет до 1917 г. увеличилась в шесть раз, тогда как за тот же срок добыча угля в США возросла только в четыре раза, а в Англии только удвоилась, В то время, как производство чугуна увеличилось в период 1890-1900 годов во Франции на 58%, в Англии на 13% и в США на 76%, - в России это производство возросло на 220%.

5. Концентрация производства

По концентрации производства русская промышленность занимала одно из первых мест в мире; в этом отношении она стояла впереди американской промышленности, о чем свидетельствуют данные табл., показывающие степень концентрации промышленности России и США по числу рабочих в 1914 г.

Число рабочих Россия США
предприятий в % рабочих в % предприятий в % рабочих в %
Предприятия с числом рабочих до 100 человек 78,4 17,8 90,8 35,0
От 101 до 500 человек16,0 25,7 4,2 34,1
От 501 до 1000 человек3,1 15,1 0,5 13,2
Более 1000 человек 2,5 41,4 0,2 17,8

Очевидно, что фактор концентрации промышленности это одно из первых свидетельств бурного промышленного развития. В то время как даже в США основным производителем является мелкий, в России приоритет отдается крупному промышленному производству. Даже материалы насквозь большевистских источников работают против них:).

Источник: Шигалин Г.И. Военная экономика в Первую мировую войну. М., 1956.


6. Рабочий вопрос и социальная защищенность

Русское правительство было пионером в мировой истории рабочего законодательства. Еще в 1741 году, в царствование Императрицы Анны Иоанновны, был издан закон, регулировавший фабричный порядок: часы работы, оплату труда, освещение фабрик, медицинскую помощь, квартирный вопрос, право женщин на вознаграждение, равное с мужчинами. В Западной же Европе только в 1802 году появился первый законодательный акт, касавшийся положения рабочих, - была сокращена работа детей в текстильной промышленности.

В 1785 году, в царствование Императрицы Екатерины II, был издан закон, установивший 10-часовой рабочий день и 6 дней работы в неделю и запрещавший ночную работу женщин и детей на заводах. Интересно отметить, что правительства Англии и Франции запретили печатание сообщений об этом законе в своих странах, считая его слишком "революционным". Европа и Соединенные Штаты ввели 10-часовой рабочий день только через 100 лет после России. Законом 1882 года в России было запрещено пользоваться трудом детей младше 12-летнего возраста. Для детей от 12 до 15 лет был установлен 8-часовой рабочий день с обеденным перерывом; совершенно запрещена ночная работа, а также в воскресные и праздничные дни. В это самое время во Франции для малолетних был, установлен 12-часовой рабочий день, то же в Калифорнии и 14-часовой рабочий день в Штате Нью-Йорк. В России законом 1885 года была запрещена ночная работа молодежи менее 17 лет и для женщин на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных фабрик. В 1886 году было введено обязательство для работодателей рассчитываться с рабочими два раза в месяц, для чего установлены рабочие книжки.

В 1897 году продолжительность рабочего дня была установлена в пределах рабочего законодательства европейских стран этой эпохи. Работа в воскресенье и в дни 17 годовых праздников была запрещена. Число сверхурочных часов было уменьшено до 120 в год, причем сверхурочная работа не могла быть обязательной для рабочего. Кадры фабричной инспекции, которая была введена еще в царствование Императора Александра III, были значительно расширены. Нужно сказать, что фабричные инспектора, на обязанности которых лежало следить за правильным исполнением законов о рабочих, исполняли свой долг чрезвычайно добросовестно, так что владельцы промышленных предприятий были весьма ими недовольны. Закон 1897 года был издан по личному желанию Императора Николая II, который очень внимательно относился к нуждам рабочих. Следующий закон, 1903 года, обязывал вознаграждать рабочих за каждый несчастный случай на работе, даже если виновником его был сам рабочий. Это вознаграждение определялось в 2/3 зарплаты в случае полной потери трудоспособности, и в 1/3 в других случаях, причем это вознаграждение должно было выплачиваться до самой смерти потерпевшего. В случае смерти от несчастного случая, для вдовы рабочего и для его детей устанавливалась пенсия, даже если эти дети были незаконными (чего не существовало ни в одной другой стране). Кроме того, в этом случае хозяин платил очень большой штраф.

В 1912 году было введено обязательное страхование рабочих от несчастных случаев, а также дополнительная плата рабочему на семью. Беременные женщины имели право на двухнедельный платный отпуск до родов и четырехнедельный после них.

Интересно отметить, что по данным за 1897 год, число рабочих часов в России было 2592, а в это же самое время в Соединенных Штатах - 2700.

Что касается продолжительности рабочего дня, то справедливость требует отметить, что самым энергичным и передовым сторонником введения 8-часового рабочего дня (за который в то время боролись социалистические партии всего мира) было царское правительство, причем оно отнюдь не ограничивалось лишь теоретическими пожеланиями и обещаниями, а проводило эту меру в жизнь там, где это зависело непосредственно от него, то есть на государственных заводах и предприятиях. Так, например, на государственных Николаевских судостроительных заводах правительством был введен 8-часовой рабочий день.

Едва ли стоит упоминать, что в отношении своих гражданских прав русский рабочий был совершенно равноправен со всеми остальными русскими общественными классами во всех отношениях: свободы передвижения, права менять место своей работы и профессию по своему желанию и совершенно беспрепятственно, права на образование для своих детей, выборных прав в представительные учреждения и права на забастовку в случае недовольства условиями своего труда.

Приведем опять-таки красноречивое свидетельство авторитетного и независимого в своих суждениях иностранца. За несколько лет до революции президент США Тафт сказал членам одной русской делегации, посетившей Америку: "Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким не может похвалиться ни одно демократическое государство".

Источник: И.Н. Владимиров "К русскому рабочему".

This page was loaded Oct 16th 2019, 10:45 pm GMT.