Михаил Диунов (diunov) wrote,
Михаил Диунов
diunov

Categories:

Псевдоисторическая живопись

В "Спецназе" нашел цитату: "В конце XIX века известный художник Валерий Иванович Якоби задумал написать картину «Свадьба декабриста Анненкова в Читинской тюрьме». Сделав набросок, он пригласил в свою мастерскую дочь декабриста. На картине жених Анненков стоял у налоя в ножных кандалах и наручниках. Шафера также были опутаны кандалами. Комендант пренебрежительно развалился в кресле. Когда же дочь Анненкова пояснила художнику, что ни у кого кандалов не было, что комендант был гуманный человек и т.д., то Якоби прервал её словами: «В таком случае и картины писать не стоит» (Бородкин М.М. История Финляндии. Время императора Николая I. Пг., 1915. С.XX)."

И вот на какие мысли она меня навела. Я уже упоминал у себя в журнале, что все так называемое русское искусство критического реализма XIX это ложь и пропаганда. "Великие" имена, вместо того, чтбы по примеру действительно историчских художников отражать в своих полотнах прошлое, как это делали Хесс или Энгр, Коцебу или Детайль, наполняли свои работы идеологизированной пропагандой единственным смыслом котрой было донести до зрителя мысль - "жизнь в России тяжела и беспросветна, ее история печальна и страшна".

Буквально пробегусь по подобным картинам, прежде всего по самому выдающемуся сказочнику Репину. Пресловутые "Бурлаки на Волге" - изображающие группу изможденных бомжей влекущих баржу по реке, слабо сочетаются с тем фактом, что бурлаки в реальности были весьма небедствующими людьми и как правило через 5-10 лет бурлацкой работы становились купцами (хватало денег, да). При этом бурлаки никогда не могли быть столь измождены, т.к. иначе не смогли бы хорошо работать, уж кормили то их "на убой". "Отказ от исповеди" изображает камеру в бухарской или персидской тюрьме, где содержат злостных неплательщиков долгов, а не условия содержания привилегированного политического заключенного. Картина "Царевна Софья" изображает воплощенный шаблон - "русская царевна XVII века", это тот самый шаблон который на Западе идет вслед за шаблоном про царя Ивана Грозного за жестокость прозванного Васильевич. То есть русская царевна это такая толстая деревенская баба с тупым выражением лица. То, что Софья была европейски образована и отличалась немалым умом (она всю свою власть долгое время держала на интригах и балансе интересов придворных группировок, тупым это типа недоступно) конечно автору было неизвестно или же Репин просто не принял факты к сведению.

Следующий сказочник в нашей программе - Суриков, отличался тем, что к сожалению очень любил исторические темы. В результате ныне по его картинам массовый зритель чаще всего и представляет историю на радость разнообразным фольк-историкам. Так известнейшая картина "Переход Суворова через Альпы" это просто хрестоматийный пример ошибок во всем в чем можно было ошибиться. На картине нет ни одной достоверной детали, в результате ее следовало бы назвать "Переход труппы комиков, во главе с ипрессарио загримированным под Суворова, через Кавказские горы в поисках злачных мест города Тифлиса". "Утро стрелецкой казни" - набор развесистой клюквы "а ля рюсс" для интуристов. В картине не хватает пожалуй только зловещего Rasputin пьющего кровь убитых тут же стрельцов. "Покорение Сибири Ермаком" демонстрирует то, как группа одетых в голливудских костюмерных "казаков" обстреливает группу орков Мордора, естественно и тут ни о какой исторической достоверности речи нет.



p.s. Про все про это можно рассказать куда как больше...

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author